Грузоперевозки рефрижератором от 1 до 20 тонн
Беспрецедентные антироссийские санкции коснулись и коммерческого транспорта. Сразу несколько ведущих иностранных производителей грузовиков и фургонов заявили о приостановке поставок машин и комплектующих.
Российская сторона в ответ грозит национализацией тех, кто планирует покинуть рынок окончательно. Смогут ли российские предприятия преодолеть зависимость от поставок деталей из-за рубежа, а китайские – закрыть освободившиеся ниши, разбирался «Профиль».
КамАЗ одним из первых российских производителей попал под европейские санкции из-за бронеавтомобилей, которые участвуют в спецоперации. Тот факт, что военную технику производит отдельное подразделение «Ремдизель», не помог избежать европейских санкций, подразумевающих полный запрет экспорта всех товаров двойного назначения.
По той же причине Daimler Truck приостановил отношения с КамАЗом после 12 лет сотрудничества. Это касается и производства машин на совместном предприятии, и поставок комплектующих. «27 февраля мы решили приостановить всю нашу деятельность в России до дальнейшего уведомления. Мы соблюдаем все санкционные меры, принятые правительством Германии и ЕС», – рассказал «Профилю» представитель Daimler Truck. Тем не менее он особо отметил, что в компании внимательно следят за ситуацией и постоянно будут пересматривать принятое решение.
Другие производители грузовиков также приостановили операции в России. Вслед за «Даймлером» потянулись и другие производители так называемой большой семерки. Заявления для российской и европейской аудитории различаются по тональности.
Российский офис MAN рассказал, что поставки грузовиков и запчастей остановлены «в свете экономических и внешнеполитических событий до дальнейшего прояснения ситуации». А производство компании в Санкт-Петербурге останавливает свою работу «из-за проблем с поставками». В Renault Trucks что-либо комментировать отказались, крайне осторожен в заявлениях DAF.
В легком коммерческом сегменте также есть потери. Представитель Ford в России заявил о простое завода в Елабуге. Но уточнил, что возобновит работу в возможно короткие сроки после принятия соответствующего решения со стороны Ford Motor.
Проблемы с компонентами сейчас в той или иной мере испытывают все производители легковых и грузовых машин, как в России, так и за рубежом. Ситуация на Украине нарушила и логистику поставок, и одновременно усугубила ситуацию с дефицитом микрочипов, начавшимся с пандемии.
Производство микрочипов зависит от C4F6 (гексафтор-1,3-бутадиен), неона и палладия. Россия – важнейший поставщик C4F6 и неона, причем последний поступает на очистку на Украину. Кроме того, Россия обеспечивает 33% мирового спроса на палладий. По сути, даже те иностранные заводы, которые продолжают работу на российском рынке, вынуждены уходить на простои из-за нехватки комплектующих. Российские предприятия дополнительно страдают от санкций.
Поставщиков комплектующих обвинили в том, что их продукция используется в военной технике, участвующей в операции на Украине. Тон задал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, обвинивший немецкую Bosch в том, что она поставляет комплектующие для российской военной техники. Компания, в свою очередь, утверждала, что ее системы впрыска и электронные блоки управления используются только для гражданских машин. В итоге она вынуждена была приостановить поставки компонентов для грузовиков до окончания расследования, действительно ли они используются в военных машинах. Кроме того, компания планирует приостановить производство на своих заводах в России, которые и так работают не в полную мощность из-за нарушения логистики.
Более активно будут действовать китайские бренды. Результаты на российском рынке у них пока скромные: рост продаж в 2021 году произошел на фоне пандемийного 2020-го. Всего было продано около 8 тысяч грузовиков, доля «китайцев» в сегменте HSV – 7,7%. За первые два месяца 2022 года китайцы улучшили позиции до 10%, новых грузовиков было продано 1,4 тыс. В основном это самосвалы, на них приходится 72,6% от всего объема.
profile.ru